Армянская церковь Сурб Саркис и памятный хачкар

Главой Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Архиепископом Тираном Курегяном был заложен первый камень в мае 1993 года. Армянская церковь построена по проекту архитектора Ованеса Мнацакановича Задикяна.

Собор строился в 1993 — 1998 годы. 10 мая 1998 году прошло первое богослужение.

Люди собирали деньги, добровольно вносили взносы и жертвовали на возведение Собора в трудные девяностые годы. В 1993 году во время войны (1992 — 1993) из Абхазии бежали тысячи армян. В Собор приходила и распределялась гуманитарная помощь, Сочинские армяне содействовали в подборе временного жилья беженцам.

После освящения храма также была пристроена небольшая звонница. Данное сооружение было реконструировано в 2021 году. С 2015 года в храме находится икона «Иисус в храме», созданная в XIX в., подаренная Оганесом Махияном и Оганесом Иджияном. Храм имеет орган на Хорах.

На его территории расположено 5 хачкаров. Каждый из них приурочен к трагическому для истории армянского народа событию. к 95-летию и 100-летию геноцида армян в Османской Турции, а так же к крушению в 2006 году самолёта Армавиа над Адлером. Ежегодно в траурный день гибели лайнера, 6 мая, к памятнику приносят цветы и венки. Каждый год 7 декабря во дворе храма Сурб Саркис проходит литургия в память о жертвах землетрясения в Спитаке.

Хачкар – это древний вид армянской архитектуры, если переводить с армянского языка, то «хач» - означает «крест», «кар» - «камень», то есть буквально «крест-камень». Это святыни которые представляют собой каменную стелу с изображением креста. В ноябре 2010 года искусство создания хачкаров, с формулировкой: «Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты» было внесено в «репрезентационный» список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества в Армении.

Окунёмся с вами в историю появления хачкаров и их предшественников.

Изначально людям всегда было свойственно брать защиту у Богов, даже когда это было язычеством и первыми прародителями хачкаров считаются «Вишапы» - армянские каменные стелы построенные вдоль территорий, обжитых человеком, предствалявших собой духов и богов в различных формах, расположенных, как правило, у истоков рек, границ поселений, в горах. В дальнейшем это пришло к современному виду. К примеру, Григорий Просвятитель, царь Трдат III изображается на горном рельефе «горельеф» со всевозможными погребальными церемониями. То есть мы с вами прослеживаем эволюцию от изваяний божеств до целых сюжетов. Современное понятие хачкар уже несёт в себе сакральный смысл, как память, дань уважения к какому-либо событию. В самой Армении насчитывается более 1000 хачкаров.
Недалеко от живописного, уютного сквера имени декабриста Александра Александровича Бестужева-Марлинского, погибшего здесь в июне 1837, во время штурма мыса Адлер, расположился Собор Святого Саркиса (арм. Սուրբ Սարգիս, Сурб Саркис) — это армянская церковь.