Морской вокзал

Ностальгическая постсталинская эклектика, легкий бриз, чайки, экзотические кедры — свидание с морской романтикой приезжающие в Сочи назначают именно здесь.

Здание Морского вокзала было возведено в 1955 году по проекту Каро Алабяна — соавтора таких грандиозных проектов, как здание Центрального театра Советской армии в Москве, павильона Армении на ВДНХ и генерального плана восстановления Сталинграда. Детище друга самого Анастаса Микояна, одного из самых знаменитых советских архитекторов, олицетворяет всю силу послевоенного позитивизма. Кстати, строение местами напоминает комплекс адмиралтейства в Санкт-Петербурге — особенно его грандиозная башня с позолоченным готическим шпилем, стремительно улетающим ввысь. Конец шпиля венчает «воспроизведение» ордена Великой Отечественной войны 1 степени в форме звезды с трехметровым диаметром.

На 70-метровой башне размещены почти два десятка отдельно стоящих скульптурных композиций, олицетворяющих четыре времени года и четыре стороны света, работы скульптора Владимира Ингала. Купол здания разрисован аллегорическими фигурами, изображающими мужчин, женщин и дельфинов (последние олицетворяют богатство черноморского побережья). И если говорить в целом, ощущение от комплекса какое-то смешанное и очень необычное: прямо какая-то Голштиния «а-ля рус». Солидно, достойно, а главное — не перепутаешь ни с одним из зарубежных морвокзалов.

Вглубь моря от здания протянулась саблеобразная линия волнореза. Немного далее — Приморская набережная. Она, как и пляж от южного мола порта вплоть до легендарной гостиницы «Жемчужина», является насыпным сооружением. Когда в середине 1950 года в Сочи построили портовый мол, пляжная линия была напрочь размыта подводными течениями. Так что берег пришлось насыпать заново.

Вернемся в порт. Его история начинается еще в 1872 году созданием сочинского агентства Русского общества пароходства и торговли. А в 1934 году было сформировано сочинское государственное пароходство с районом деятельности от Анапы до Батуми. В 1935–1938 гг. в Сочинском порту был оборудован эллинг для подъема катеров, а также здание судоремонтных мастерских и грузовой склад. Строительство же морского порта фактически началось лишь в 1936 году. В 1955-м был построен новый причал для кораблей длиной 92,5 м. А за год до этого порт был открыт для пассажирских судов под иностранными флагами.

Сегодня акватория Сочинского порта делится на две зоны. Одна из них — зона мелководных причалов: здесь швартуются суда маломерного флота. В глубоководной зоне останавливаются крупнотоннажные пассажирские судна. Каждый день из морпорта выходит несколько прогулочных яхт. Несколько раз в год в порт заходят гигантские круизные теплоходы.

123